Взгляд на рынки капиталов в 2021 году

 

Взгляд на рынки капиталов в 2021 году


В целом по итогам 2020 года можно констатировать, что некоторые политические риски снизились или, по крайней мере, инвесторы уже к ним адаптировались и принимают их за неизбежное зло, уделяя гораздо больше внимания экономическим рискам и пандемии. Вместе с тем, мы по-прежнему считаем, что сохраняются некоторые факторы геополитической напряженности, к которым можно отнести, в частности:

  1. Нестабильную политическую ситуацию в США, вызванную президентскими выборами,  когда  де-факто  произошло разделение страны на два  противоположных  (в  некоторой степени непримиримых) политических лагеря.
  2. Сохраняющиеся политические и торговые противоречия между США и Китаем, несмотря на наличие промежуточной торговой сделки, заключенной между США и Китаем в конце 2019 года, и победу Дж.Байдена на президентских выборах.
  3. Возможность очередного обострения противоречий между США и Россией, учитывая последние санкции со стороны США в отношении российских компаний.
  4. Наличие региональных рисков в связи с выходом Великобритании из ЕС, политической и социальной нестабильностью в отдельно взятых развитых государствах мира.
  5. Продолжающиеся серьезные региональные военные конфликты, и вполне возможное появление новых горячих точек.

Основные экономические тенденции и риски, влияющие на динамику рынков капитала

Экономический кризис 2020 года, спровоцированный пандемией коронокризиса, привел к окончанию самого длительного экономического  цикла  в  США  и   синхронному   экономическому спаду в мире. В некотором смысле, если бы не было данной пандемии, то ее необходимо было бы выдумать для того, чтобы переложить бремя ответственности за наступившие последствия с политической  и денежной власти на природный катаклизм и развязать руки в осуществлении крайне мягкой кредитно-денежной и налоговой политики, которая позволила бы пройти кризис и не допустить краха существующей социально-экономической системы.

Необходимо отметить, что целый ряд программ, разработанных правительствами и центральными банками в США, ЕС и Японии и направленных на ликвидацию негативных экономических  последствий на фоне сжатия спроса, позволил, фактически, сократить сроки наступившей рецессии до 2-3 кварталов и обеспечить быстрое экономическое восстановление. При этом ФРС США однозначно определилось со своей политикой до конца 2023  года.  В  том  случае, если она не претерпит изменений,  инвесторы  будут  жить  в  мире, где существуют:

  • низкие (зачастую отрицательные) процентные ставки;
  • при этом, даже если процентные ставки будут иметь положительное значение, реальная доходность многих долговых инструментов сохранится отрицательной (реальная доходность 10-летних Treasuries находится на уровне -1% годовых);
  • программы по поддержке ликвидности, в т.ч., программы выкупа долговых обязательств ведущими центральными банками мира сохранятся;
  • данные программы будут осуществляться, как  и  в  2020 году, в основном, за счет эмиссии и увеличения денежной массы в обращении;
  • ведущие государства мира (прежде всего, видимо, США, учитывая победу Дж.Байдена) станут более активно использовать фискальное стимулирование;
  • при этом после пандемии изменятся предпочтения и поведение потребителей и возникнет новая модель ведения бизнеса, основанная на широком использовании удаленной работы.

В общем пока можно отметить, что денег в мире много (прежде всего долларов США), и они являются дешевыми.

Однако мы считаем,  что  сочетание  мягкой  кредитно- денежной и мягкой налоговой политики является крайне рискованной экономической стратегией, способной серьезно дестабилизировать финансовую ситуацию вследствие обострения таких проблем как, например:

  • роста дефицита государственных бюджетов;
  • неэффективности государственных инвестиций из-за ошибок в планировании и неверного выбора приоритетов в экономической политике;
  • обострения экономических диспропорций;
  • перетока капитала в финансовый сектор и  IT-сектор  в ущерб реальным инвестициям;
  • роста инфляции в долгосрочной перспективе.

При этом сохраняются экономические и финансовые проблемы США, которые потребуют достаточно длительного времени для их разрешения, что неизбежно скажется на мировой экономике в целом и темпах ее роста.

К основным текущим рискам, следует отнести:

  • громадный глобальный долг;
  • угрозу дефолтов и банкротств в реальном секторе экономики, вызванных, в частности, высоким уровнем коммерческой задолженности и отсутствием средств для ее погашения у субъектов хозяйственной деятельности;
  • ну и, конечно, по-прежнему нельзя исключать возможности возникновения на финансовых рынках неожиданных и непредвиденных событий (как например, пандемии в 2020 году), которые на диаграмме  логнормального распределения образуют так называемые хвосты (tail-risk).

В случае реализации любого из данных рисков рынки вновь столкнутся с бегством капитала и значительным падением основных индексов.

Поэтому в ближайшие 2-3 года, пока новый  экономический  цикл не наберет ход, возможно наступление еще одного (или нескольких) кризиса ликвидности. Но, в целом, восстановление экономики продолжится и будут заложены основания для нового экономического роста, о чем свидетельствует и высокий уровень сбережений, образовавшийся в ходе коронокризиса, и восстановление инвестиций в основной капитал. А послевирусный всплеск потребления, несмотря на изменившееся поведение потребителей, также окажет позитивный эффект на рост ВВП.

В свою очередь начало нового экономического цикла, по идее, должно спровоцировать  рост  на  рынках  капитала  в среднесрочной перспективе. Пока же основной вопрос состоит в том, возможна ли рецессия с двойным дном (большинство экономистов считает ее маловероятной) и каким окажется выход из кризиса - V- образным, U-образным, W-образным или L-образным. Не вдаваясь в детали, мы предполагаем, учитывая очередную волну пандемии, что, по всей вероятности, это будет U-образное или W-образное восстановление, а мировая экономика выйдет на докризисный уровень к началу  2022 года.

Несмотря на то, что мировое хозяйство и рынки вновь находятся в   начале   «большого   пути»,   возникает   риск   очередной   экономической просадки (учитывая ограничения, введенные в ряде стран в конце года) в IV квартале 2020 года (первые данные по ВВП ряда стран появятся в январе) и I квартале 2021 года. В связи с этим мы считаем, что в первой половине нового 2021 года сохранится достаточно сильная волатильность на отдельных рынках.

Основные стратегические и торговые идеи на 2021 год

Исходя из того, что начинается новый экономический цикл и в самом его начале кредитно-денежная и налоговая политика основных государств мира в течение нескольких лет будет оставаться неизменной, мы предполагаем, что на рынках капитала возникают привлекательные инвестиционные возможности. Во-первых, стоит напомнить, что у рынка акций и сырья существует прямая (положительная) корреляция с ростом М2. При этом, по нашему мнению, ФРС, выкупая широкий спектр долговых обязательств  в  США, фактически осуществляет частичную общенациональную стерилизацию долга, которая должна препятствовать росту ставок на  рынке.  Во- вторых, в условиях существования избыточной ликвидности вполне возможен проинфляционный рост активов (прежде всего реальных активов, представленных  золотом,  недвижимостью,  и  фондовых активов - акций). Поэтому, в 2021 году мы бы предложили при осуществлении операций  на  рынках  капитала  обратить  внимание на следующие моменты:

1. На валютном рынке либо уже произошел, либо произойдет стратегический  разворот  в  паре  евродоллар  (EURUSD):

  • Краткосрочно индекс DXY снижается с марта 2020 года и в настоящее время находится на нижней границе долгосрочного восходящего канала (±2 среднеквадратичных отклонения), сформировавшегося с весны 2008 года. При этом в течение последних четырех недель он торгуется ниже нижней границы, что, возможно, свидетельствует о произошедшем стратегическом развороте доллара вниз. В связи с этим, формируя инвестиционную позицию, мы, пожалуй, поставили бы против доллара во всех основных  парах  (евро,  йена,  швейцарский франк) и предпочли бы некоторые валюты emerging markets, имеющие более высокий процентный дифференциал по отношению к доллару и предоставляющие возможность осуществления carry trade.
  • Нам по-прежнему нравится фунт (GBPUSD) вследствие его сильной волатильности, которая позволила в последние два года достаточно точно определять направление движения пары в зависимости от происходящих событий. Предлагаем и дальше осуществлять спекуляции в данной паре, так как волатильность фунта сохранится. Считаем, что уровень 1,25-1,27 долл. за фунт образует достаточно сильную поддержку. Поэтому, в случае коррекции вниз, стоит открывать в этом диапазоне краткосрочные и среднесрочные длинные позиции с целью последующего выхода на уровень ±1,43 долл. за евро.

2. Если цены на нефть начнут расти, то к развивающимся валютам, представляющим интерес для инвесторов, можно также отнести и российский рубль. Его основной риск состоит в сильной зависимости от геополитической ситуации  и  санкций  в отношении России, а также в зависимости экономического роста от цен на сырье и экономической политики правительства (включая бюджетную политику). С технической точки зрения, рубль вполне может укрепиться до 67-69 руб. за  долл.,  но  все будет определяться ситуацией на рынке сырья и реализацией специфических российских рисков.

3. Учитывая предполагаемое восстановление глобального спроса на сырую нефть, корреляцию цен на нефть с индексом доллара и агрегатом М2 в США, мы ожидаем постепенного роста цен на нефть, хотя волатильность на этом рынке сохранится вследствие серьезного дисбаланса между спросом и предложение, всплеском пандемии и возможным замедленным восстановлением мировой экономики. В  целом, мы предполагаем  сохранение волатильности в 2021 году, при этом колебания цен на нефть сорта Brent не выйдут за пределы широкого диапазона 37-72 долл. за баррель, в рамках которого можно будет периодически открывать как длинные, так и короткие позиции.

4. По нашему мнению, золото по-прежнему может представлять интерес, как страховка от инфляции, в условиях роста денежной массы. Текущая поддержка находится в диапазоне 1820-1850 долл. за унцию. В случае снижения цен на золото до 1590-1610 долл. предлагаем открывать среднесрочные длинные позиции в расчете на последующий рост до ±2000 долл. за унцию.

5. Рынок облигаций, номинированных в иностранной валюте (в т.ч., рынке treasuries), в силу отрицательной реальной доходности нашей точки зрения, является малопривлекательным. Мы в данном случае не оригинальны и также предложили бы инвестировать, в основном, в облигации emerging markets (прежде всего корпоративные бумаги) с рейтингом ВВ- и доходностью к погашению, начиная от ±3,5% годовых в долларах США, которые все еще сохраняют возможность сокращения спреда по отношению к казначейским облигациям США.

6. В условиях возможного проинфляционного роста активов необходимо увеличить долю вложений в акции, так как избыточная ликвидность,  низкие  процентные  ставки, перспектива роста доходов компаний в ходе восстановления мировой экономики и рост аппетита к риску представляют собой почти идеальные условия для продолжения роста на  рынках акций. При этом не надо забывать об избирательном подходе к выбору рынков и отдельных финансовых инструментов:

  • В настоящее время американские акции являются достаточно дорогими с точки зрения многолетних  метрик,  в связи с чем мы бы рекомендовали произвести ротацию на рынке акций в США (а также ЕС) в пользу акций роста и дивидендных бумаг. При этом мы по-прежнему рекомендуем на американском рынке заниматься аккуратными краткосрочными операциями с постановкой стоп-лосса.
  • Начиная с 2018 года, мы позитивно оценивали японский рынок акций. В связи с тем, что индекс Nikkei 225 в следующем году вполне может выйти в указанный тогда нами целевой диапазон 28000-30000 пунктов, мы предлагаем в случае ралли закрыть длинные позиции по японским бумагам.
  • В наступающем году наиболее интересные инвестиционные возможности должны возникнуть на рынках акций emerging markets, в частности, как нам представляется, в 2021 году существует потенциал роста у рынков акций в Китае и России.

7. Российский рынок акций, по нашему мнению, несмотря на сильный рост в 2019-2020гг. по-прежнему  остается недооцененным по своим фундаментальным показателям. В случае продолжения феноменального притока капитала на российский рынок и увеличения брокерских счетов резидентами, по крайней мере, в первом квартале 2021 года мы ожидаем, что рынок сохранит долгосрочный растущий тренд и продолжит рост с периодическими коррекциями вниз.  С  технической  точки зрения:

  • на графике индекса МосБиржи с марта 2014 года сформировался сильный долгосрочный восходящий канал. При этом индекс в уже в конце ноября пробил его верхнюю границу;
  • учитывая, что индекс в декабре неоднократно устанавливал новые исторические максимумы, достаточно сложно определить его будущую динамику. Несмотря на то, что техническая коррекция постепенно назревает, мы считаем, что в первом квартале 2021 года российский рынок акций продолжит расти, так как предполагаем, что постепенно будут расти цены на нефть и мировые рынки акций;
  • текущий диапазон  колебаний  индекса  МосБиржи составляет 2995-3685 пунктов.
  • при выборе бумаг мы бы обратили внимание прежде всего на дивидендные акции и акции сырьевых компаний и банков.

Структура активов

При определении структуры  активов  мы  бы  рекомендовали бы в зависимости от отношения инвесторов к уровню риска и их предпочтений:

  • сохранить долю денежных инструментов (до одного года) – не более 5% от стоимости активов;
  • сохранить долю активов с фиксированной доходностью с дюрацией до 10 лет на уровне не менее 40%;
  • поддерживать, по крайней мере,  условно-нейтральную позицию по структуре валют (с долей мировых валют и рубля в пропорции 50% на 50%);
  • увеличить долю портфеля акций в  общей  структуре  активов на уровне не менее 35% от общей стоимости активов - причем сделать это можно как сейчас, так и в случае технической коррекции вниз;
  • сделать упор как в России, так и за рубежом на дивидендные акции и циклические акции роста.

В заключение, мы бы хотели обратить внимание клиентов на один интересный факт: с момента начала «коронокризиса» волатильность рынка находится на достаточно высоком уровне - VIX практически  ни разу не опускался ниже 20. В этих условиях, даже несмотря на начало нового экономического цикла и высокую ликвидность, существует возможность не только заработать, но и потерять на волатильности, если ее всплески будут следствием наступления непредвиденных событий. Поэтому рекомендуем соблюдать торговую дисциплину и не забывать об управлении рисками (при необходимости - хеджироваться).

Вернуться в раздел

ПАО "ИК РУСС-ИНВЕСТ"
ПАО "ИК РУСС-ИНВЕСТ"
Обратный звонок RedConnect