Совет директоров Банка России сегодня принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п. до 16,0% годовых и заявил, что с учетом проинфляционных рисков намерен и дальше осуществлять жесткую кредитно-денежную политику. И вроде бы грех жаловаться – в течение года ключевую ставку срезали на 500 б.п. с 21% до 16% годовых (мы в своей стратегии на 2025 год, как раз предполагали, что Банк России снизит ставку, как минимум, до 17% годовых к концу года), но, тем не менее, как нам представляется, такое крайне осторожное решение Банка является спорным.
В связи с этим хотели бы в очередной раз обратить внимание на два принципиальных фактора, позволяющих Банку России более агрессивно снижать ключевую ставку. Одним из них является уверенное снижение темпов прироста потребительских цен, в результате чего при такой номинальной ключевой ставке ее реальная доходность сохраняется на крайне высоком уровне. Вторым фактором, вызывающим необходимость снижение ключевой ставки является резкое снижение прироста ВВП страны с 4,3% по итогам 2024 года до 1,0% в 2025 году (а по году, видимо, окажется еще меньше), кое не является той самой мягкой посадкой, о которой так часто заявляют в Банке России.
Так что даже сегодня Банк России вполне мог бы снизить ключевую ставку до 15,5% годовых, в результате чего восстановился бы соответствующий инфляции тренд реальной доходности ключевой ставки. А с учетом принятого решения, по нашей оценке, в течение следующего года Банк России вполне может урезать ключевую ставку еще на 350-400 б.п. при условии сохранения существующей инфляционной ситуации.